RSS

Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C

03 Фев
Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C

Нашёлся у меня в закромах родины усилитель Амфитон 50У-202С 1991 года разлива. Посмотрел я на него, и решил вернуть старичка к жизни с целью устроить ему сравнительное прослушивание на колонках Microlab Solo3C. Так как штатный усилитель на этих колонках хоть и достаточно годен, но неидеален, и постоянно подстёгивает желание что-нибудь добавить либо усовершенствовать. В то же время ещё остались самые неплохие воспоминания о работе этого усилителя на самодельные 3-х полосные колонки в прошлом. О процессе реанимации и результатах оной — в этом посте.

Для начала приведу принципиальные схемы этого аппарата (2 основных страницы из 3-х) (для увеличения — клик на изображении):

schem01

Амфитон 50У-202С схема часть1

schem02

Амфитон 50У-202С схема часть2

Переключаю колонку Microlab Solo3c (ту что с усилителем) на работу от внешних клемм, подключаю к нашему усилителю и включаю. Звуковая картинка невыразительная, по высоким — каша, регулировка тембра неэффективна, при значительном увеличении громкости периодически случаются сработки системы защиты. И плюс ко всему при выкручивании регулятора громкости где-то через 2/3 диапазона становится слышен пробивающийся фон. Стоит ли возиться с этаким чудом? Может сразу выпотрошить его и использовать как неплохой корпус с готовым трансформатором для усилителя — самоделки? Дальнейший опыт показал — возиться стоит.
0001
Для начала я набросал план боевых действий (на фотографии шасси усилителя цифрами обозначены пункты):

  1. Замена электролитических конденсаторов питания усилителя мощности.
  2. Замена реле схемы защиты и изменение функциональности этой схемы.
  3. Ликвидация коммутатора колонок за ненадобностью.
  4. Замена проводов питания и выходных сигнальных проводов на большее сечение.
  5. Устранение всех ненужных петель сигнала.
  6. Поиск и устранение причины фона (цепь питания предварительного усилителя).
  7. Замена электролитических конденсаторов на входе усилителя мощности на Wima. (А так — же замена всех старых электролитических конденсаторов).
  8. Ещё кое-что.

001Пункт первый: вместо подсохших конденсаторов С1-С8 (2200мкф), что составляло 4400 мкф в каждое плечо, устанавливаем в каждое плечо 10000 мкф х 63в. Можно, в крайнем случае, поставить и на 40 вольт (по измерениям напряжение на них 31 вольт). Лучшим вариантом будет установка двух таких конденсаторов в плечо (по 20000мкф), благо место позволяет, но тут я не уверен потянут ли диоды моста КД202 зарядный ток при включении усилителя. Впрочем, если заменить и диодные мосты на более мощные — почему бы и нет.
002Пункт второй: по многочисленным отзывам пользователей этого усилителя ( и других «амфитоновской» серии) значительное влияние на звук оказывает низкое качество контактов реле схемы защиты. Многие попросту выбрасывают схему защиты и подключают колонки напрямую к выходу усилителя мощности. Я этого делать не стал (чуть ниже расскажу почему). Вместо этого я заменил старое реле РЭС9 на 2 реле Matsushita (24v) с контактами на 10А. В параллельном включении ток катушек у них почти такой же как у одной РЭС9. Сами реле разместил на задней стенке усилителя.

Кроме того я внёс определенные изменения в схему защиты, а именно убрал защиту по превышению выходной мощности (индикацию превышения не трогал), оставив только защиту аккустических систем от постоянного напряжения на выходе (никому ведь не хочется, чтобы сгоревший транзистор в выходном каскаде утащил за собой в могилу ещё и колонку).

003

На схеме на контакт платы (3) проводник (15) приходит сигнал от измерителя уровня и через резистор R3 вызывает срабатывание защиты. Эту цепь я и уничтожил. Теперь при превышении сигнала на выходе срабатывает индикация, но нет раздражающего щёлканья реле. Учитывая, что я практически никогда никогда не загоняю усилитель на такую громкость, подобный вид защиты мне не нужен. Так же на этом фрагменте схемы обозначено реле и его контакты.

004Пункт третий: на задней панели усилителя установлен тумблер, переключающий на усилителе 2 комплекта акустических систем. Мне такое архитектурное излишество ни к чему, так как кроме ещё одной пары контактов на пути звукового сигнала оно ничем не примечательно. Поэтому без сожаления выбрасываем этот тумблер, запитывая разъём колонок непосредственно от контактов реле, уютненько разместившихся на освободившемся месте (фото внизу). Обратите внимание на сечение проводов, но об этом чуть позже.

005

Конечно, в идеале подлежат замене и разъёмы для подключения акустических систем. Но в данном конкретном случае я этого не делал, но вам советую.
006Пункт четвёртый: подлежат замене провода:
1 от трансформатора до выпрямительных мостов
2 от выпрямительных мостов к конденсаторам
3 разводка питания от конденсаторов на плату усилителя мощности
4 провода присоединения коллекторов и эмиттеров выходных транзисторов  к плате усилителя мощности
5 провода выхода усилителя мощности (к реле защиты и разъёму подключения акустической системы)

Кто-то посчитает влияние проводов незначительным, и будет неправ. Сам прекрасно помню, как изменилось звучание моих старых 3-х полосных колонок после замены внутренней разводки от «непоймёшь чем» невысокого сечения на обычный медный многожильный провод. В данном конкретном случае все вышеупомянутые провода я заменил медным многожильным проводом диаметром по меди 2мм.

 
Пункт пятый: в оригинале этого усилителя была установлена плата корректора звукоснимателя. Её я ликвидировал за ненадобностью уже давно, пустив сигнал напрямую с гнезда. Теперь осталось ликвидировать следующие безобразия:

  1. в усилителе имеется разъём выхода для записи на магнитофон.
  2. на задней панели есть гнездо с заглушкой для использования усилителя исключительно как усилителя мощности.

Мне эти функции показались без нужды, хотя кто-нибудь вход усилителя мощности может посчитать полезным. У себя я отсоединил и выбросил сигнальные экранированные проводники, ведшие к этим гнёздам, ликвидировав ненужные блуждания сигнала. А выход предусилителя я подключил напрямую ко входу усилителя мощности.

Важно!  При перепайке на входных клеммах усилителя необходимо сохранить на них распайку и места присоединения земли «как есть». Она сделана «как надо» и не стоит её тревожить.

Пункт шестой: при первоначальном включении усилителя мной был замечен небольшой фон, судя по всему лезший со стороны предусилителя. Поэтому сразу же были заменены конденсаторы стабилизатора питания предусилителя (на схеме помечены). Кроме того ёмкости конденсаторов С7 и С8 были удвоены.

007

Самое интересное, что на наличие фона это никак не повлияло. После этого была сделана следующая замена:

008

Были заменены конденсаторы фильтра питания предварительного усилителя С9 ( соотв. для каналов С9-1 и С9-2) и С11 ( соотв. для каналов С11-1 и С11-2). Вместо них я поставил конденсаторы номиналом 47мкф. Фона как небывало. После этого судьба всех старых электролитических конденсаторов была решена — меняем все.

Пункт седьмой: мне никогда не нравились электролитические конденсаторы на входе усилителя мощности.

009

010

Как С1 в нашем усилителе. Многие отважные парни выбрасывают конденсатор, ставя перемычку, тем самым подвергая транзистор VT2 угрозе воздействия постоянного смещения через вход (сразу оговорюсь — в исключительном случае). Некоторые шунтируют конденсатор С1 пленочным. Я заменил его конденсатором от Wima. Я и раньше использовал подобные конденсаторы, и опыт их применения был скорее положительным. Правда, пришлось собрать небольшую «конденсаторную батарею», чтобы набрать искомые 5мкф. (3.3+1+1). Они отлично разместились с нижней стороны печатной платы усилителя мощности.

 

И наконец: мне никогда не нравились регуляторы тембра этого усилителя, а именно частоты регулировок регуляторов тембра и частота настройки тонкомпенсации. Кроме того хотелось слегка «подогнать» звучание этого усилителя под имеющиеся колонки Microlab Solo 3C. Если вас эти характеристики устраивают, лучше пропустите эту часть. А я же проделал следующее:

011

При прослушивании на колонки Microlab Solo3C были подобраны следующие номиналы конденсаторов:

С7, отвечающий за область НЧ я увеличил до 0.15 мкф, С5 до 0.22.

За область, с которой начинается подъём ВЧ, отвечает конденсатор С4. Чтобы сместить область регулировки по частоте вверх, и регулятор перестал таскать за собой «верхнюю середину», его значение я уменьшил с 22н до 10н.

Что касается тонкомпенсации:

012

То тут, чтобы сдвинуть частоту подъёма в сторону низких частот, С1 был мной увеличен с 0,22 до 0,33мкф.

И напоследок. Я намеренно не делал никаких усовершенствований в схемотехнике усилителя мощности. Единственное — увеличил ток покоя выходных транзисторов с родных 30 до 70 милиампер. Для линейности выходного каскада вещь непоследняя.

После всех этих переделок, занявших целый день, усилитель Амфитон 50У-202С нашёл своё место на стойке с аппаратурой.

000

В качестве источника сигнала был использован медиаплеер DIGMA HDMP302, воспроизводивший Flac и APE loseless форматы (в т.ч. 24bit/96khz и 24bit/192khz), хранящиеся на домашнем медиасервере.

После прослушивания в течение нескольких дней музыки в различных стилях (классика, джаз, рок, электро) могу сделать следующий вывод — к прослушиванию на встроенном усилителе от колонок Microlab Solo я врядли вернусь. Связка «слегка доработанный» Амфитон 50У-202С — колонки Microlab Solo3c, подключенные напрямую, представляют собой весьма пристойное сочетание. Причём лёгкость и прозрачность звучания на акустическом джазе и классике не мешают им достаточно драйвово отрабатывать Metallica и Manowar. Конечно, от усилителя, построенного по схемотехнике и на элементной базе 25-летней давности чего-то исключительного ожидать не стоит. Да и прослушивание я делал при «комфортной» выходной мощности, не сильно загоняя её вверх. Но полученная общая картина от этой связки звучит не хуже, а может и лучше многих более дорогих и современных «конкурентов».

Реклама
 
85 комментариев

Опубликовал на 03.02.2013 в Электроника

 

Метки: , , ,

85 responses to “Восставший из ада, или возвращение в строй усилителя Амфитон 50У-202C

  1. Roman

    04.06.2015 at 20:12

    Дякую,- за пораду але осцилографа немає.Викинув резистор баланса і попустино ніби.

     
  2. krepsky

    07.06.2015 at 19:19

    Очень часто разное звучание каналов получается при загрязнённых контактах переключателей «фильтр», «тембр», «тк», «моно-стерео».
    Однажды при ремонте подобного усилителя разное звучание каналов было от плохой пайки проводов, идущих от регулятора громкости.

     
  3. Аноним

    11.07.2015 at 23:06

    Вопрос по регуляторам тембра «НЧ я увеличил до 0.15 мкф,» может имелось введу 0.015 мкф? и ещё ВЧ в штатной схеме регулируются только +-6 Дб, а НЧ 12 как бы его по человечески пересчитать?

     
  4. krepsky

    12.07.2015 at 08:39

    Всё написано правильно. 0.15 мкф. Врядли можно «увеличить» 0.047до 0.015. В результате сдвигается регулировка в область более низких частот, переставая таскать за собой нижнюю середину.
    Делалось «субъективно» на слух. Если вас устраивает регулировка на вашей связке усилитель-колонки то ничего тут мудрить не стоит. Пересчитывать ничего не пробовал.

     
  5. Денис

    25.07.2015 at 11:59

    Попробуйте поменять местами R14 и R18 в обоих каналах темброблока.Возрастает уровень и пределы регулировки.Заводская оплошность,годами тиражировавшаяся заводами.

     
  6. Аноним

    18.08.2015 at 22:42

    Денис, а ты сам попробуй и потом сделай замеры в среднем положении движков и увидишь, что в заводском варианте прямая АЧХ… подобный бред «годами тиражировался» на форумах

     
  7. Ярослав

    03.10.2015 at 16:25

    Здравствуйте krepsky! У меня есть Амфитон А1-01-1, намерен так же удалить все возможные лишние входы и платы типа коректора и входа магнитофона. Могли бы вы мне на схеме указать, как что подключить напрямую, оставив один универсальный вход?
    Схему могу прислать.

     
  8. Ярослав

    05.10.2015 at 21:00

    Разобрался

     
  9. Віталій Пліско

    16.12.2015 at 19:37

    У этих усилителей (мои проблемы с Вегой) есть ещё одна болячка — переменные резистры регулировок. Они нтегрированы в плату, и чем-то их заменять достаточно морочливо. Есть какой-то надёжный способ избавиться от шумов при регулировках, или однозначно «в топку»?

     
  10. алексей

    07.01.2016 at 17:30

    ты не можешь рассказать как правильно установить ток пакоя выходных транзисторов на
    Амфитоне 50У-202C

     
  11. krepsky

    09.01.2016 at 10:27

    Про регулировку тока покоя я уже отписывался в комментариях выше.
    Цитирую:

    Ток покоя регулируется подстроечником R21 на плате усилителя мощности. Нужно извлечь один из предохранителей выходного каскада и подключить туда мультиметр в режиме измерения тока. Всё это на отключенном усилителе. Подсоединение должно быть надёжным, иначе и спалить выходной каскад недолго. Потом включаем питание усилителя и смотрим показания. На заводских настройках будет милиампер 30-40. Я у себя увеличил до 70. Попробовал давать ещё больше — штатная схема стабилизации тока покоя уже не справляется и ток покоя начинает «разгоняться.» Хочу заметить, что при увеличенном токе покоя радиаторы по бокам усилителя будут гораздо «теплее» чем раньше.

     
  12. Андрей

    10.02.2016 at 14:18

    Доброго времени суток. У меня точно такой же усилитель, вот только ребром встал вопрос про источник сигнала. Вы использовали DIGMA HDMP302. Прошу помочь в выборе плеера. Может DVD какой можно использовать. В наличии есть компьютер без аудио карты, бюджет ограничен!?

     
  13. krepsky

    10.02.2016 at 19:49

    Собственно источник сигнала может быть любым. У меня к усилку сейчас подключены — медиасервер со встроенной звуковой картой, телевизор через преобразователь оптика-аудио и проигрыватель винила.

     
  14. Андрей

    11.02.2016 at 07:56

    Спасибо что ответили. Эх живу в глуши, да и не по карману медиасервер. Буду подбирать!!!

     
  15. Roman

    21.03.2016 at 17:45

    Доброго дня. В мене Амфитон 002. Чим можна замінити реле РЕС 6. Опір катушки 850 Ом, робочий ток 40-42 мА, ток спрацювання 32мА, ток отпусканння 6мА. Набридло контакти чистити. Дякую.

     
  16. Roman

    21.03.2016 at 19:19

    Хотівби уточнити: як правильно підібрати реле? на які параметри звернути увагу? Ток, вольтаж, опір,— що грає визначну роль?

     
  17. Roman

    21.03.2016 at 19:45

    Дякую.Розібрався.

     
  18. krepsky

    23.03.2016 at 18:27

    Не успел ответить — нечасто последнее время захожу. Главное — рабочее напряжение обмотки, плюс рабочий ток должен не очень сильно отличаться от родного. Также одно из главных — качество контактов (ведь из-за них всё это и затеяли).

     
  19. Артур

    26.05.2016 at 17:42

    Куда подключить два провода которые остаются на селекторе входов после удаления платы корректора? На корректоре это 9 и 12 контакт.

     
  20. Артур

    26.05.2016 at 18:43

    После нажатия кнопки СЕТЬ не срабатывает пусковое реле. В какую сторону копать?

     
  21. Сергей

    24.09.2016 at 22:26

    Здравчтыуйте,а как снять защиту?Что Вы делали?

     
  22. krepsky

    25.09.2016 at 08:11

    Как бы всё написано.

     
  23. Korrozia

    24.01.2017 at 00:19

    В общем мне тоже не нравился регулятор тембра, прочитал статью, заказал Wima конденсаторы, поменял и теперь доволен, куда лучше стало. На днях раскурочу кабеля и реле поменяю.

     
  24. Аноним

    14.02.2017 at 18:39

    Согласен даже на S-90 тянет верхнюю середину,но проблема у меня в преде не С7 обозначено а типа 1С7или 2C7 Запутался !

     
  25. krepsky

    16.02.2017 at 18:52

    Могу лишь предположить, что 1С7 и 2С7 — это таки С7 для первого и второго каналов соответственно.

     
  26. Аноним

    17.02.2017 at 13:41

    Да я тоже так же подумал,но статья оч полезная,У меня вот ещё одна ситуация с усилителем,R21 токо покои на правом канале не реагирует крути не крути радиатор холодный на Левом как-то ещё реагирует, конденсаторы все свежие,проблема самого подстроечника ?

     
  27. krepsky

    19.02.2017 at 16:55

    Подстроечник на выключенном усилителе померять можно. А можно и не заморачиваться с токами покоя. Стоят заводские 30-40 милиампер — ну и ладно.

     
  28. Аноним

    20.02.2017 at 13:25

    менял подстроечники таже картина левый канал реагирует радиатор сильнее греется. левый холодный за несколько часов работы на S90

     
  29. Roman

    25.02.2017 at 11:29

    Доброго дня. На який вольтаж мають бути конденсатори: С1,С5 на платі УМ, та С12 в темброблоці? Дякую.

     
  30. krepsky

    25.02.2017 at 13:56

    Не можу сказати, які там стоять. Треба відкривати підсилювач. На мій погляд, якщо для заміни, я поставив би на 50v.

     
  31. Roman

    25.02.2017 at 17:18

    Це зрозуміло але на 50В завеликі. Чи не могли б Ви всетаки зробити мені таку послугу і відкрити кришку, бо в мене хтось умудрився затерти написи на одному а двох взагалі перемички стоять. Буду сильно вдячний. Дякую!

     
  32. Аноним

    01.03.2017 at 11:14

    в тэмброблоке с12 он же(2с12) 16v47мкф,не забываемон не полярный..далее УМ С5 10в 47мкф,С1 меня стоит 100v 4.7 мкф,рдной стоял 50в5мкф

     
  33. Roman

    01.03.2017 at 12:53

    Щиро Дякую!!! 🙂

     
  34. Евгений

    04.03.2017 at 19:28

    Добрый день. Подскажите такую вещь. Есть данный усилитель и нет гнезда ВЫХОД УМ. и провода оторванные болтаються. Куда их нужно припаять.

     
  35. krepsky

    05.03.2017 at 08:04

    Разъём разрисован на схеме — часть 1 — внизу листа — написано «заглушка входа УМ»

     

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

 
%d такие блоггеры, как: